53Тиражи европейских газет снижаются, их рекламодатели переключаются на веб-порталы, а собственники сокращают рабочие места в попытке остаться на плаву. По данным Всемирной газетной ассоциации, за последние пять лет продажи европейских изданий уменьшились почти на 25 %. В Северной Америке, где Berkshire Hathaway Уоррена Баффета продолжает инвестировать в прибыльные газеты, падение составило 10 %.

В Европе возможности появления таких дружественных инвесторов, похоже, ограничены. Владельцы британской Independent Александр и Евгений Лебедевы больше года не могут продать газету. Даже Руперт Мердок, на прошлой неделе открывший в Лондоне новые офисы для своих британских изданий, требует, чтобы каждая газета приносила прибыль, а не полагалась на субсидии.

Впрочем, британские многотиражки оказались более подготовленными к завоеванию мировой аудитории. Guardian и MailOnline, самые популярные газетные веб-сайты по количеству уникальных пользователей, открыли офисы в США и Австралии в надежде, что масштаб их англоязычной аудитории обеспечит рост рекламных доходов.

При небольшом количестве возможных зарубежных рынков зарабатывать европейской прессе будет все сложнее. В то же время экспансию в Европу планируют модные онлайн-ресурсы, в частности Politico и Business Insider, не сдерживаемые затратами на печать. Благодаря мобильным устройствам им как никогда просто охватить аудиторию.

Германия

На минувшей неделе ведущая консервативная ежедневная газета Германии Frankfurter Allgemeine Zeitung объявила о сокращении 200 сотрудников. Для нее проблематично конкурировать с новыми глобальными цифровыми бизнесами за онлайн-доходы, при этом сохраняя штат в соответствии со старой моделью дистрибьюции.

Однако у немецких изданий сохранились некоторые сильные стороны, например, наибольшее количество подписчиков. На долю постоянных читателей приходится около 70 % продаваемого тиража Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Как отмечает Вольфганг Блау, бывший главный редактор немецкого новостного сайта Zeit Online, «это дает немецким издателям огромное преимущество — у них налажены отношения с клиентами и они могут дополнительно продавать им свои услуги по организации конференций, предложения своих турагентств и т. д.». Впрочем, немецкие газеты продолжают зарабатывать и на всеобъемлющей сети дистрибьюции.

Немецкий язык, с одной стороны, защищает местную прессу от прямой конкуренции с англоязычными изданиями, с другой — ограничивает международный охват. Но даже в сложившейся ситуации германский концерн Axel Springer, крупнейший европейский издатель газет, сохраняет сильные позиции. Ме­диа­груп­па реинвестировала доходы от печати в более прибыльные цифровые продукты, и ее консолидированная прибыль до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам за первую половину года выросла на 10,6 %.

Италия

После 20 лет пребывания итальянских ме­диа, пря­мо или опо­сре­до­ван­но, под контролем Силь­вио Бер­лу­ско­ни, эта отрасль, как и вся страна, переживает запоздалое пере­распределение на рынке. Читательская аудитория и доходы от рекламы сокращаются. В то же время газетам, десятилетиями пребывавшим в центре политических игр, все сложнее казаться значимыми, так как молодое правительство 39‑летнего Маттео Ренци предпочитает печатному слову социальные медиа.

На этом фоне крупнейшие ме­диа­груп­пы — L’Espresso (владеет La Re­pub­blica) и RCS MediaGroup (ей принадлежит Corriere della Sera) — входят на рынок цифровых изданий. Ту­рин­ская La Stampa, собственник которой Fiat, объединяется с генуэзской ежедневной газетой Secolo XIX.

Много лет проработавший редактором Corriere della Sera Ферруччо де Бор­толи, один из самых выдающихся итальянских журналистов, увольняется из‑за спора с новым генеральным директором RCS MediaGroup Пьетро Скоттом Джоване. Причина в том, что Джоване предложил уменьшить затраты на € 220 млн и выплатить бонусы в € 90 млн осуществившим сокращение топ-менеджерам.

Франция

Проблемы французских медиа — падение тиражей и доходов, сложности адаптации к новым, глобальным цифровым каналам распространения — это миниатюрная копия проблем всей страны. Например, левая газета Libération в течение года потеряла 20 % своих продаж через киоски. Уважаемое ежедневное издание Le Monde покинула главный реактор На­тали Нугеред, после того как сотрудники отклонили ее планы по переходу в цифровой формат.

Как и некоторые другие отрасли французской экономики, местные печатные СМИ получают внешнюю финансовую помощь. В прошлом году правительство предоставило им € 400 млн субсидий. К тому же в феврале 2013 г., после угроз Фран­суа Олланда принять закон, вынуждающий американские компании делиться своими доходами от рекламы, было заключено соглашение с Google о выплате ею € 60 млн для финансирования перехода французских издателей на цифровые каналы. Однако большинство французских газет по‑прежнему зависят от богатых владельцев. Le Monde принадлежит Ксавье Ньелю (основатель телеком-компании Iliad), Маттье Пигассу (глава Lazard Frères во Франции) и Пьеру Берже (бизнес-партнер покойного Ива Сен-Лорана), которые с 2010 г. инвестировали в издание € 110 млн.

Оплот правоцентристов Le Figaro поддерживает семья Дассо — собственники одноименной авиакосмической компании. Бернар Арно, богатейший человек Франции и глава производящей предметы роскоши компании LVMH, владеет деловым изданием Les Echos. А вот Libération, основанная в 1973 г. философом Жан-Полем Сартром, написала на этой неделе, что планирует сократить 93 человека из работающих в ней 250.

Испания

В последнее десятилетие испанские ежедневные газеты столкнулись с постоянным оттоком читателей и рекламодателей в интернет. В 2008 г. случилась рецессия, еще больше снизившая покупательную способность испанских компаний и читателей, в результате чего закрылись десятки ежедневных изданий.

Сосем недавно появилась третья проблема: быстрорастущие новостные сайты вроде elconfidencial.es и eldiario.es, ставшие грозными конкурентами для авторитетных медиабрендов, таких как El País и El Mundo. Согласно опросу читателей, проведенного AIMC, число испанцев, читающих газеты, сократилось с 15,7 млн в начале финансового кризиса до 12,5 млн в этом году.

По данным аудита компании по анализу медиарынка OJD, тираж лидера рынка El País упал с 435 тыс. в 2007 г. до 292 тыс. в прошлом году. Тираж El Mundo за аналогичный период снизился почти вдвое — с 336 тыс. до 172 тыс. При этом «совокупный тираж по рынку с 2007 г. упал на 30 %, а объемы рекламы — приблизительно на 50 %», — говорит Мануэль Сала, директор OJD. В результате с 2007 по 2012 г. доходы испанских газет сократились более чем на 40 %, и тенденция сохраняется.

В этом году три крупнейшие испанские газеты — мадридские El País и El Mundo, а также барселонская La Vanguardia — сменили главных редакторов. Но основными жертвами сокращений стали авторы и редакторы. По оценкам испанского проф­союза FADE, с 2008 г. как минимум 8 тыс. журналистов потеряли работу.