Леонид ЦодиковКаков «постреволюционный» медиарынок, есть ли у прессы рекламные перспективы, можем ли мы ожидать появления новых проектов и — какова дальнейшая судьба УМХ. С этими вопросами МедиаБизнес обратился к эксперту Леониду Цодикову, в недавнем прошлом — руководителю UMH MediaLab. Он утверждает, что рынок сегодня — «чистая поляна»,  надеется, что «медиаменеджеры откажутся от привычных в прошлом способов получения дополнительных предвыборных доходов» и предлагает обязать СМИ раскрывать своих владельцев и источники финансирования. Свои рекомендации у Цодикова  и по УМХ, который «как бизнес практически разрушен».

— Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на медиарынке? Есть ли отличия в «дореволюционных» и «послереволюционных» реалиях? В чем именно? 
— Медиарынок сегодня, по большому счету, представляет собой green field. И это прекрасное состояние. Это как смотреть на чистый лист бумаги в предвкушении на нем что-то написать. Я  думаю, что уже в середине прошлого года это состояние было многим очевидно. Может не все допускали столь быстрое разрушение, но его неизбежность была очевидна. Поэтому сейчас просто нечего сравнивать: до — ничего не было в потенциале, теперь — ничего нет по факту. Но как я уже сказал, нет ничего радостнее, чем наблюдать ранней весной пробивающиеся ростки нового на девственно чистой поляне.

 Павел Филенков среди причин закрытия Коммерсант-Украина называет полное сокращение рекламных бюджетов банковского сектора, автомобильного и лакшери товаров. По идее, это означает, что большинство украинских изданий при такой ситуации тоже должны были бы закрыться. Вы разделяете его пессимизм по поводу рекламных перспектив СМИ и в частности деловой прессы?
— По оценкам некоторых экспертов, с которыми я общаюсь, мы можем ожидать снижение рекламного бюджета порядка 20% по концу года. Я к таким прогнозам отношусь осторожно, поскольку ситуация очень динамична и есть масса факторов, способных эту цифру как уменьшить, так и увеличить. Но, безусловно, рассчитывать на чисто рекламную модель новым медиа не стоит. Лидеры в своих сегментах будут собирать львинные доли бюджетов, чем меньше он будет, — тем большую долю будут отбирать лидеры. Но и им придется придумывать другие бизнес модели. Я считаю, что это и не плохо, поскольку единственной альтернативой рекламным деньгам могут быть доходы от читателей. Это заставит делать качественный продукт, а значит,  — в медиа снова главным вопросом станет журналистика.

— С рынка 
ушел Коммерсант,  Контракты перешли в онлайн.  Печатную версию Капитала — «прикрыли», а теперь вот снова возобновили… Но в любом случае, ниша деловых СМИ «зияет». Можем ли мы ожидать какой-то активности в ней в перспективе ближайшего года?

— Я бы добавил еще и Forbes. Безусловно мы увидим новые проекты и очень быстро, уже в этом году. Коммерсантовские ребята уже заявили о запуске нового проекта. Не исключаю появления продуктов под глобальными брендами. Думаю, что и Forbes Media найдут нового издателя.

— Кому в Украине на рынке прессы по-прежнему «жить хорошо»? А кто уже обречен? Запрос на какого рода издания/подачу информации наиболее актуален?

— Как я уже сказал, поляна зачищена. Оставшиеся политические проекты остановятся, ну или будут переданы в новые руки. К бизнесу это отношения не имеет. Это, кстати, одна из самых больших проблем для реального рынка, поскольку подобные проекты дискредитируют профессию, разваливают рекламный рынок. Я бы призвал медийное сообщество задуматься о законодательной норме, обязывающей СМИ раскрывать своих владельцев и источники финансирования. Это было бы по честному.
Запрос сегодня прост, но трудно достижим. Качество во всех смыслах. Причем не относительное качество, а действительно высококачественный информационный продукт. Сделать это смогут конечно не все, но медиа инвесторы должны понимать, что сегодня нужно инвестировать в команды экстра класса. Только это может обеспечить прибыль.

— Вопрос УМХ по-прежнему всех волнует. Ваш прогноз, — какова его судьба и в чьих руках окажется?

— В чьих руках он окажется в конечном итоге я, конечно, не знаю, но думаю, что борьба за него будет именно среди больших политических фигур. Как бизнес, УМХ практически разрушен. Ключевые бренды уничтожены. КП теперь вообще бренд вражеского государства. Кроме того, как известно, все акции в залоге под сумму, несовместимую с разумом. Если предположить, что банк реализует право залога, я бы рекомендовал им выделить радио группу и Vogue и продавать их отдельно. Все остальное проще списать на убытки.

— Повлияют ли выборы на рынок СМИ и каким образом?
— Искренне надеюсь, что не повлияют. Также искренне надеюсь, что после практического осознания смыслов таких слов как «достоинство», «ответственность» и многих других, медиаменеджеры откажутся от привычных в прошлом способов получения дополнительных предвыборных доходов.

Источник: http://www.mediabusiness.com.ua/