На V заседании Газетного клуба Наталья Похольченко (ГП «Пресса») рассказала об основных тенденциях в сфере подписки на газеты и журналы в Украине – тема вызвала оживленную дискуссию среди участников заседания.

Эксперт сообщила, что, по данным Книжной палаты годовой (фактический) тираж всех групп периодических изданий, выпущенных в 2011 году в Украине, составил 3,42 млрд. экз. При этом по экспертным оценкам доля подписки на рынке распространения периодических изданий в Украине составляет порядка 30%, т.е. 1,03 млрд. экз.

 Она выделила следующие тенденции развития украинского рынка подписки:

  • снижение показателей подписных разовых тиражей за счет существенного уменьшения доли региональных изданий; приоритет общегосударственной периодики;
  • рост тиражей периодики с низким и средним уровнем стоимости;
  • расширение спектра дополнительных услуг по подписке, в т.ч. относительно способов оплаты;
  • диверсификация способов подписки периодических изданий;
  • увеличение количества газетных и журнальных Интернет-сайтов, дальнейшее усиление роли Интернета;
  • уменьшение периодичности выхода газет;
  • появление «іПриложений» украинских изданий (iPhone, iPad);
  • активные поиски способов монетизации контента всеми участниками рынка.

 

При этом интересно, что если в 1999 году доля подписки на периодические издания общегосударственной сферы составляла всего 37% по отношению к 62% местных периодических изданий, то в 2012 году показатели изменились практически полностью наоборот – 37,6% и 62,2% соответственно. Подписка на зарубежные издания снизилась в те же годы с 1% до 0,2%.

Любопытной оказалась и динамика изменения годовых фактических тиражей печатных СМИ, издаваемых в Украине в 2007-2011 гг., – высоко взлетев в 2008 году (до 4,24 млрд. прим.) она снизилась в 2011 году точно до показателей 2007 года и составила 3,42 млрд. прим. Наибольший тираж среди газет имеют издания «Капля. Казки-Розмальовки», «Вісник профспілки залізничників» и «Рабочая газета», среди журналов – «Люблю готовить», «Вісник податкової служби України» и «Страна полезных советов».

Наталья отметила, что по результатам подписки на 2012 год соотношение газет и журналов среди 60 самых тиражных изданий Украины составило 85,9% для газет и 14,1 для журналов. Среди «цифровых» забот специалист выделила создание кросплатформенных мультимедийных продуктов на основе PDF-версий изданий, поиск способов монетизации контента издателей, а также использование iPhone- и Android-приложений для продвижения традиционной подписки и приложений периодических изданий. При этом она упомянула, что гаджеты для чтения сегодня есть у почти 1 млн. читателя (по данным Stanfy, Украина).

 

Наталья Похольченко ( ГП «Пресса» )

В конце выступления Наталья Похольченко указала основные способы увеличения тиражей печатных СМИ:

  • установление ценовой политики «подписка – дешевле»;
  • обеспечение тиражом в первую очередь подписчиков;
  • реклама в подписных каталогах, в местах приема подписки, на электронных ресурсах, в т.ч. тех, которые позволяют принимать подписку на периодику;
  • участие в «Днях подписчика», «Декадах подписки» и др. акциях, которые проводят предприятия связи;
  • упоминание в рекламных сообщениях на других носителях о возможности приема подписки на издания, которые рекламируются;
  • проведение конкурсов среди агентов по подписке с целью поощрения высоких результатов подписки;
  • информирование аудитории о возможности подписки на ваше периодическое издание в самом издании; представление периодических изданий на выставках;
  • создание интересного и качественного контента и мультимедийности;
  • тесное сотрудничество издателей и распространителей, в т.ч. организация регулярных совместных мероприятий и семинаров, в которых принимают участие издатели, подписные агентства, почтовые работники (начальники отделов подписки, руководители, др.).