Денис Левин из компании MacHOUSE рассказал на V заседании Газетного клуба об эволюции газетного рынка. Его выступление дельно дополнил известный медиа-эксперт Сергей Чернявский.

Денис привел данные различных исследований, по результатам которых тиражность в 2010 году снизилась до показателя 2006 года, а количество наименований в 2010 году увеличилось по отношению к 2006 году на 1360, показывая постоянный рост.

 

На базе этих исследований специалист сформулировал ряд тенденций в газетной отрасли:

  • снижение сложности и стоимости;
  • внедрение систем автоматизации с целью оптимизировать информационный поток;
  • оптимизация цифрового контента для мобильных устройств;
  • поиск дополнительных статей дохода.

А также предложил некоторые идеи для дальнейшего развития издательств, среди которых:

  • продажа накопленного опыта газетной типографии в комплекте с напечатанным продуктом;
  • идеи по повышению качества готовой продукции;
  • совершенствование макета верстки;
  • помощь издательству по возвращению рекламы в печатное издание;
  • совершенствование и поднятие эффективности печатной рекламы;
  • нестандартные идеи по позиционированию и реализации рекламных макетов;
  • партнерство с рекламодателями в изданиях.

Что касается Интернета, то по данным исследования internetworldstats.com и агентства InMind, на 2011 год в Украине приблизительно 15 млн. человек имеет доступ в Интернет, при этом только каждый пятый выходит онлайн минимум раз в день (т.е. только приблизительно 6% населения Украины являются активными пользователями Интернета).

По данным агентства WPT на 2011 год, в мире 3 млрд. человек (или 72% грамотного населения) регулярно читают газеты, читателей газет в два раза больше, чем пользователей Интернета (если учитывать только регулярных пользователей, то в три).

Денис делает вывод – печать не умирает: «На современном рынке наблюдается эволюция, а не революция, и это закономерный процесс».

За кулисами статистики

Выступление Дениса Левина крайне дельно дополнил Сергей Чернявский, известный медиа-эксперт, член наблюдательного совета днепропетровской газеты «Заря».

 Сергей Чернявский (медиа-эксперт)

Эксперт отметил, что тиражность газет продолжает падать – это связано в основном с перегруженностью рынка печатных изданий в Украине (на данный момент насчитывается около 4200 наименований, при этом в последние годы изменение в их количестве колебалось в пределах 5%). Если учесть, что газетный киоск может вместить около 700 наименований и предположить, что еще 200 распространяются по подписке, то станет очевидно, что оставшаяся львиная доля изданий существует на прибыли с рекламы. Естественно, что уменьшение читателей физических носителей (связанное и с Интернетом, и с тенденцией сокращения населения в нашей стране) приведет к уменьшению количества рекламодателей и производителей печатной продукции. При этом около 20% украинских изданий (как и в России) являются прибыльными, остальные же существуют на инвестиции.

Сергей также предупредил, что данным исследовательских центров, на которые сегодня опирается в своих презентациях большинство экспертов, не стоит доверять безоговорочно, так как эти фирмы, как правило, не раскрывают источники информации и методологию, по которой делают оценку рынка. В качестве примера специалист привел известную в этой отрасли компанию Zenith Optimedia, главный доход которой как рекламному агентству приносит телевизионная реклама, что, естественно, не может не влиять на статистику. Более того, большинство исследовательских компаний называет свои данные не иначе, как «прогнозами», что можно увидеть при детальном рассмотрении их отчетов. Компания PricewaterhouseCoopers, в частности, отмечает, что поданные ею данные не могут использоваться Американской торговой палатой – то есть это, по сути, неофициальные цифры, которые грамотно подаются и формируют в результате определенные тренды на рынке.

Что касается Интернета, то Сергей Чернявский напомнил, что на данный момент нет точного метода измерения рекламы в сети (в отличие от других СМИ). Надо также учитывать заинтересованность «поисковиков» Yandex и Google в демонстрировании тренда увеличения доли рекламы в Интернете.

При этом прибыль газет от печатной рекламы в региональной прессе существенно увеличивает долю общего пирога этого СМИ. Тренд здесь таков, что большие прибыли от национальных производителей достаются районным и областным изданиям, которые, в свою очередь, меньше зарабатывают на локальных производителях. В связи с этим национальные бюджеты в местную прессу увеличиваются, но местные бюджеты имеют свойство сокращаться.

Существует мнение, что когда 40% пользователей СМИ будет в Интернете, то начнется очень быстрое перетекание рекламных бюджетов в сеть (при этом количество пользователей Интернетом сегодня, по некоторым данным, достигло 15 млн. человек). «Но этого не будет, — считает эксперт, — потому что, по оценкам компетентных специалистов, нормально Интернетом пользуется в лучшем случае от 8 до 10 млн. человек».

Свое выступление Сергей закончил парадоксально, заявив, что, по его мнению, Интернет умрет раньше, чем газеты. Во многом благодаря стойкой привычке пользователей к тактильным ощущениям. Утечка, в основном, молодежной аудитории в Интернет рано или поздно закончится их возвращением к физическим носителям.

«Пусть это будет меньшая аудитория, чем в 20 веке, — аргументирует Сергей Чернявский, — но она вернется. Скорее всего, в будущем мы будем потреблять информацию с помощью абсолютно нового источника информации, но не через Интернет».

«Все зависит от качества продукта, — подытоживает Сергей, — именно оно является основой развития и для Интернета, и для «принта». Тем, кто производит качественный контент, незачем волноваться. Мнение, что Интернет поможет продавать некачественный контент, – ошибочно. Уникальный контент – вот основное конкурентное преимущество, способ же донесения информации (технология) при этом крайне важен, но он вторичен. Необходимо чаще отрываться от компьютера и выходить «в поле» за не переписанной, а уникальной информацией».