Александр Мамут продает французам книжное издательство.

На российский книжный рынок выходит один из крупнейших мировых издателей — Lagardere Publishing. Как стало известно «Ъ», французская компания договорилась о покупке у Александра Мамута 25% плюс одна акция группы «Азбука-Аттикус» — четвертого по величине книгоиздателя в стране. В течение двух лет французы смогут увеличить свою долю до контрольной. Ранее Lagardere инвестировала в России в радиостанции и журналы, но от этих активов она сейчас избвляется.

О том, что Александр Мамут договорился о продаже доли в контролируемой им издательской группе «Азбука-Аттикус» подразделению французского холдинга Lagardere — Lagardere Publishing (работает под брендом Hachette Livre), «Ъ» рассказали два источника на издательском рынке. Сегодня стороны подпишут договор MoU (Memorandum of Understanding), согласно которому Lagardere в течение трех месяцев проведет due diligence «Азбуки-Аттикус» с намерением выкупить 25% плюс одна акция головной компании, подтвердил собеседник, знакомый с переговорами. Французская сторона также получит право увеличить свою долю до контрольной в течение двух лет после подписания соглашения. Lagardere может выкупить часть доли господина Мамута (контролирует более 80% группы) и часть — гендиректора компании Аркадия Витрука (около 10%).

Александр Мамут вчера не подтвердил и не опроверг эту информацию, а в пресс-службе Lagardere не ответили на запрос «Ъ».

Издательская группа «Азбука-Аттикус» была создана в 2008 году в результате объединения компании Александра Мамута «Аттикус Паблишинг» (издательства «Иностранка», «Колибри» и «Махаон») с крупнейшим книжным издателем Санкт-Петербурга «Азбукой». По оценкам Российской книжной палаты, «Азбука» и «Аттикус» вместе выпустили в 2010 году 1,48 тыс. наименований книг и брошюр и занимают по этому показателю четвертое место в России после «Эксмо» (9,66 тыс.), АСТ (9,33 тыс.) и издательства «Просвещение» (1,65 тыс.). Оборот группы в 2010 году — $45 млн.

Lagardere давно присматривалась к российскому рынку, но покупку компании не из лидирующей тройки можно назвать неожиданностью, считает финансовый директор АСТ Олег Бартенев. По оценкам господина Бартенева, 100% «Азбуки-Аттикус» может стоить до $150 млн.

Lagardere Publishing — вторая по обороту книгоиздательская компания в мире, уступает лишь британскому конгломерату Pearson. В 2010 году ее выручка снизилась на 4,8%, до €2,165 млрд, EBIT — на 18,8%, до €234 млн. Для сравнения: выручка всего Lagardere за тот же период достигла €7,966 млрд, EBIT — €343 млн. Снижение выручки издательского подразделения объяснялось прежде всего уменьшением спроса на книги американской писательницы Стефани Майер (известна серией романов «Сумерки»), права на которые принадлежат Lagardere Publishing — так, в 2010 году по всему миру было продано лишь 11 млн копий по сравнению с 45 млн годом ранее. В России Lagardere Publishing представлена ООО «Ашет Коллекция» (издает коллекционные периодические издания — партворки). Его финансовые показатели не раскрываются, но оцениваются в отчетности Lagardere как «очень хорошие»: только в 2010 году было продано 6 млн копий детского партворка «Собери и познай человеческое тело».

В России уже присутствует медийное подразделение французского холдинга Lagardere Active, которому принадлежат «Европейская медиа группа» (ЕМГ; радиостанции «Европа Плюс», «Ретро FM» и др.) и доля в издательстве «Ашет Филипакки Шкулев — Интермедиагрупп» (АФС-ИМГ; журналы Elle, Maxim, Marie Claire, Psychologies, телегид «Антенна-Телесемь»). Но от этих компаний холдинг планирует избавиться: на продажу была выставлена ЕМГ, в январе Lagardere договорился о продаже 51% акций АФС-ИМГ американской Hearst Corp. и своему российскому партнеру Виктору Шкулеву. Если Lagardere Active сокращает свое присутствие за рубежом, то Lagardere Publishing в последние годы, наоборот, активно наращивает — у них разные стратегии, пояснил господин Шкулев, президент АФС-ИМГ.

Источник: Коммерсантъ