В газетных киосках помимо самой прессы нужно продавать сопутствующие товары, за исключением водки и эротической продукции. В противном случае система распространения печатных СМИ, как и сами бумажные газеты, будут обречены.

На прошедшей на днях конференции Гильдии издателей периодической печати представители всех звеньев издательского бизнеса — от производителей бумаги до медиахолдингов и сетей распространения прессы — пытались ответить на вопрос: что ожидает печатные издания в ближайшем будущем? И ответы едва ли можно назвать оптимистичными.

Кризис 2009 года, как уже неоднократно констатировали издатели, оказался едва ли не самым сложным периодом в жизни глобальной печати, и российской в частности. По данным, приведённым президентом ГИПП Александром Страховым, рекламные поступления в крупнейших ИД снизились в среднем на 15—22%, а в самых серьезно пострадавших от кризиса изданиях падение доходило и до 40%. При этом все ведущие газеты и журналы сохранили свой бизнес и не собираются уходить с рынка, что не может не радовать. В начале 2010 года рекламные доходы снова подросли на 10% по отношению к своему кризисному уровню. А измерения TNS показали, что аудитория печатных СМИ сохранила свою численность. Расходы на продвижение изданий в среднем по рынку тоже увеличились, на 20%.

Издателям удалось добиться и некоторых поблажек на законодательном уровне. В мае с 15% до5% были снижены пошлины на мелованную бумагу. Однако в целом сдержать дальнейший рост цен на бумагу вряд ли удастся.

В такой ситуации, когда, с одной стороны, давление оказывают производители бумаги, а с другой — читатели, которые не хотят платить больше, издателям печатной прессы можно было бы посочувствовать. Если бы не одно «но»: печать по-прежнему ставит себя на пьедестал, подчёркивая, что по глубине журналистских материалов и качеству анализа ей нет равных. И хотя Сеть больше не воспринимается как конкурент и противник «бумажного» процветания, она по-прежнему занимает лишь второе место в умах отечественных издателей.

Французский опыт: «Фигаро»

Но так дела обстоят далеко не везде. Приехавший на конференцию ГИПП Пьер Конт, заместитель генерального директора по новым и цифровым медиа французского медиахолдинга Figaro Group и президент филиала группы по цифровым проектам Adenclassifieds, поделился своим опытом интеграции цифровых технологий в печать. «Главное — это наш конвергированный контент. Развитие цифровых технологий невозможно без силы бумаги, а печать сегодня немыслима без «цифры», — пояснил г-н Конт, отвечая на вопрос «Часкора». И добавил, что основную часть контента всё же продуцирует печатная версия газеты Figaro.
Несмотря на это, онлайну уделяется всё больше внимания. Пять лет назад в производстве цифрового контента были заняты только 80 человек из двухтысячного штата группы Figaro, сегодня уже 600. Количество онлайновых читателей за это время тоже выросло в несколько раз. Среди французских изданий сетевая версия «Фигаро» занимает первое место, обгоняя даже французский Google: 5,8 млн посетителей против 4,3 миллиона.

Главным вызовом для прессы в Сети Пьер Конт считает неумение газетных холдингов делать профессиональный видеоконтент (и тут приходится всё чаще приглашать профильных специалистов) и нехватку рекламы. Успех Google на рекламной ниве отнюдь не внушает оптимизма французским издателям, а, напротив, заставляет их искать альтернативы. Но если Руперт Мёрдок и вовсе решил сделать доступ к своим сайтам платным, а крупнейшая итальянская газета Corriere della Sera сумела создать собственную сеть онлайновой рекламы, то «Фигаро» пошла по другому пути. Она активно сотрудничает с социальными сетями и даже запустила с французскими брокерами онлайн-проект по предоставлению соответствующих услуг населению.

«Фигаро» не обошла вниманием и iPad. «Айпадная» версия газеты появилась чуть больше недели назад, и сделать её было вовсе не сложно и не дорого, заявил г-н Конт. Поэтому по мере появления на рынке планшетов от других производителей «Фигаро» будет сотрудничать и с ними. Пока что скачать мультимедийную и интерактивную версию газеты можно за деньги, но в конце июня печатные подписчики смогут скачать её бесплатно.

Впрочем, внимание к новым технологиям отнюдь не означает того, что французские издатели хоть сколько-нибудь разочаровались в печати. Даже наоборот: вот-вот «Фигаро» достроит новую типографию. Цель редакции — во что бы то ни стало увеличить число подписчиков именно печатной версии изданий холдинга. Причина такой любви к «принту» отчасти вытекает из структуры читательской аудитории. Средний возраст французского избирателя — 53 года, и население страны стареет. Интернет и iPad позволяют издательскому дому выходить на новую, молодую аудиторию, но читатели «в возрасте» по-прежнему предпочитают проверенную временем бумагу.

Смертельно больная отрасль

Однако, даже несмотря на очевидную любовь издателей к целлюлозно-бумажной промышленности, последняя тоже настроена не слишком оптимистично, когда речь заходит о ближайшем будущем бумажных газет. Спрос на бумагу — в целом по миру — растёт, а значит, растут и цены. Как-либо урегулировать этот вопрос бумпром не собирается, предпочитая издательскому бизнесу сотрудничество с КНР, где очень востребованы бумажные салфетки.
Ситуация в полиграфии — обратная. Президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Борис Кузьмин просил не воспринимать его выступление как реквием по полиграфии, но прозвучало оно именно так. Глобальный кризис обострил и без того нелёгкую ситуацию в полиграфической промышленности: проблемы отрасли появились не вдруг, а давно стали системными. Предложение давно опережает спрос. Число предприятий значительно выросло, но это никак не согласуется с потребностями печатного рынка.

«Отрасль больна», — констатировал г-н Кузьмин и вспомнил старый анекдот: «Больной перед смертью потел? — спрашивает доктор родственников покойного. — Потел. — Это хорошо». Иными словами, что будет с полиграфией дальше, остаётся открытым вопросом. Либо печать должна получить новое содержание, либо полиграфия превратится в упаковочно-отделочное производство.

Алкогольное будущее

Выступление председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александра Оськина тоже не отличалось оптимизмом, однако он видит корень зла в законодательном регулировании отрасли. Необходимой мерой по спасению печатных тиражей г-н Оськин считает снижение цен на подписку, ведь сегодня они намного выше розничных. Например, в США затраты на доставку тиража до конечного потребителя оплачивает издатель, а в России — сам читатель.

Розница тоже находится не в лучшем положении. Если в целом по стране один газетный киоск приходится на 3 тыс. жителей, то в Польше — на 500 человек, а в Чехии — на 400. При этом в Польше киоски обязаны своей популярностью тем, что помимо газет они торгуют косметикой и лекарствами, а в Чехии — алкоголем. У нас же запрет распространяется даже на сигареты, поскольку законодательно постановлено, что табак не должен присутствовать в местах культуры.

Кроме того, в регионах ассортимент киосков сильно политизирован: власти на местах регулируют, чем можно торговать, а чем — нет. Как результат — от региона к региону ассортимент сильно различается. «Пресса не рассматривается властями как бизнес, отсюда все проблемы. Считается, что пресса обслуживает политические интересы, поэтому совершенно не важно, насколько эффективно работает система», — полагает г-н Оськин.

В супермаркетах диктат осуществляют ритейлеры. Пресса занимает в их обороте мизерную часть, а значит, договариваться с издателями на взаимовыгодных условиях просто не нужно.

Получается, что распространители должны сами изыскивать пути своего спасения. И один из таких путей — новые технологии. В Москве «Союзпечать» совместно с интернет-магазином Read.ru запустила эксперимент, в ходе которого в 350 газетных киосках были установлены интернет-терминалы, с помощью которых можно заказать любой, даже самый редкий, журнал, который будет доставлен в этот киоск. Об успехе проекта пока судить сложно — слишком мало времени прошло. Но объединение интернет-технологий с офлайном может дать прессе новый шанс.

Источник: Часкор