В нынешнем году потребители получат огромный выбор устройств для электронного чтения – десятки новых ридеров и несколько мультимедийных планшетных компьютеров (например, iPad и готовящиеся к выпуску HP Slate и Neofonie WePad).

Ожидается, что эти устройства купят около 20 млн человек, и не меньше 5 млн из них, вероятно, купят iPad.

С одной стороны – изысканный iPad, с другой – превосходящие его по размерам и техническим характеристикам, но, конечно, не такие элегантные «читалки». Однако в качестве экранного материала «электронная бумага» (дисплеи на базе электронных чернил в отличие от ЖКД планшетов) еще не сказала последнего слова.

В отличие от читателей издателям не приходится выбирать между этими устройствами. Они должны приспосабливать свой контент к показу на всех новинках и волноваться скорее о том, как найти самую лучшую «цепочку стоимости».

Сейчас издатели в основном разделяют коммерческий успех Apple AppStore и Amazon. А там есть свои четкие правила установления продажной цены, раздела доходов и технологических вариантов.

Компания Skiff (в прошлом – FirstPaper) пытается разработать для своего будущего ридера и цифрового магазина (предназначенного и для смартфонов) новую модель, более соответствующую потребностям издательской индустрии. Но, как подчеркивает Микаль Роде, глава проекта электронного чтения норвежских издателей, это похоже на новую форму господства. Есть и другие платфрмы – например, NewspaperDirect, партнер 1500 изданий во всем мире, которая работает на всех мыслимых фронтах: на enTourage eDge (складном ридере с двумя дисплеями — эл.чернила и ЖК), на iPad, на Kindle и пр. Но ее электронный киоск, предлагающий полные версии газет и журналов, занимается только технической стороной подлежащей разработке экосистемы.

В 2010 фирма Digitimes Research прогнозирует продажу почти 10 млн электронных ридеров или «читалок». «Это совпадает с оценкой наших источников в компаниях-производителях», — говорит Стиг Нордквист, исполнительный директор WAN-IFRA по новым цифровым платформам. Gartner называет похожую цифру продаж планшетных ПК.

Как найти правильную цену

Чем бы читатель ни пользовался – приложением для iPad или версией издания для читалки, – он оказывается в среде, принадлежащей определенному бренду. Технически возможно его оттуда не выпускать, даже если он будет нажимать на рекламные ссылки или переходить к другому контенту. Издатель в каком-то смысле контролирует подвижность Интернета. И, конечно, все придумывают новые модели платного контента и дополнительные рекламные предложения.

Из-за таинственности, которой был окружен выпуск iPad, у газет почти не осталось времени на разработку этого сценария. App Store предлагает тысячи новых приложений для iPad; почти 80% из них – платные (средняя цена – $4,99), по данным Mobclix. Но реальные данные о пожеланиях пользователей появятся только через несколько месяцев.

Почти все первые приложения – версии, сделанные на скорую руку, поскольку не было ни времени, ни инструментов, ни данных для серьезной разработки. Когда схлынет первая волна любопытства, приложениям, чтобы оправдать потраченные на них деньги, придется предлагать больше, чем просто возможность просмотра облегченной версии веб-сайта (на который и так можно выйти бесплатно через браузер Safari) или перелистывания газеты на мультимедийном экране.

Некоторые издания решили выпустить приложения тут же, как только iPad появился на рынке, чтобы с выгодой использовать ажиотаж вокруг этого инструмента. Газета The Wall Street Journal пытается протолкнуть платную стратегию с месячной подпиской за $17,29, а журнал Time предлагает возможность себя почитать по цене $4,99 за номер. Но пока это исключительное явление.

Многие приняли решение в пользу предварительных бесплатных версий. Газета The Guardian предлагает пробное приложение (the Guardian Eyewitness app) в партнерстве с Canon, основанное на фоторепортажах (уже опубликованных).

Гэри Козимини, директор по развитию бизнеса Adobe Systems: Поскольку Apple отказался от Flash на своих устройствах, имеет ли смысл работать в HTML5? Этот стандарт еще находится в разработке, и большинство веб-браузеров, например Internet Explorer, его пока не поддерживают. Adobe – член комитета по стандартам, который работает над HTML5, и в таких инструментах веб-дизайна, как Dreamweaver, мы будем его поддерживать. Но он не заменяет ни Flash, ни AIR. В рамках каждого браузера для него все равно потребуется интерпретация, а значит, результаты будут непоследовательными, как сейчас с HTML. И для него нужен лицензионный кодек H264 – не бесплатный, и это может ограничить его доступность. Flash дает мультимедийные комбинации векторной графики, шрифтов, видео и интерактива, а также инструменты для создания такого пользовательского опыта, которых не существует для приложений на базе HTML5.

Газета USA Today нашла спонсора для первой бесплатной версии приложения для iPad (отели Marriott), но предупреждает читателей, что с 4 июля введет плату за подписку. «Мы пока весьма довольны статистикой и откликами пользователей, но, конечно, еще многое нуждается в доработке, – говорит Мэт Джонс, вице-президент по мобильным проектам Gannett Digital. – Нам надо добавить видео, улучшенную навигацию, функцию кроссвордов, биржевые сводки, рекламные модули и пр.»

Соблазнившись престижем газетного бренда и ажиотажем вокруг выпуска iPad, ведущие рекламодатели проявляют интерес к спонсорству. Однако реклама, связанная с единичным событием, по определению — маргинальный источник доходов.

Решение Apple отказаться от Flash – доминирующего в Интернете инструмента – вызвало подлинную озабоченность среди тех, кто хотел бы обеспечить доход от своих приложений для iPad за счет рекламы. Они с трудом соглашаются с заверениями Apple, что все то же самое, что делает Flash, можно делать в HTML5. Но правила тут устанавливает Apple.

В ожидании новых «читалок»

Тот факт, что планшетные ПК с такой легкостью переключили на себя внимание в нынешнем году, объясняется все еще остающимся серьезным недовольством ограниченностью возможностей графики на дисплеях на базе электронных чернил, хотя появилась масса жалоб и на то, что мультимедийные дисплеи трудно читать при ярком солнечном свете.

Это – большой плюс для электронной бумаги. Теперь все с нетерпением ждут, когда дисплеи «читалок» станут цветными. И ждать уже недолго! Цвет, несомненно, принесет с собой более богатые возможности, чем те, которые сегодня дают форматы EPUB и инструмент Adobe Reader Mobile SDK (RMSDK).

Автор: Валери Арну

Источник: WAN-IFRA ГИПП Magazine, май/июнь 2010