Дмитрий Дементьев, генеральный директор “Первого полиграфического комбината” (Россия), высказал свое мнение о том, почему даже после снижения таможенных пошлин на ввоз бумаги издатели не выстроятся в очередь в российские типографии.

— С нетерпением ожидаете снижения таможенных пошлин на ввоз бумаги?

— Вопрос отмены пошлин на издательско-полиграфическом рынке обсуждается не первый год. Как бы там ни было – временное снижение на 10% или полная отмена пошлин – вернуть всех издателей в российские типографии это не поможет.

Безусловно, бумага — важная составляющая стоимости полиграфических услуг, но не единственная. Цены на расходные материалы, оборудование, логистику только растут. Российские полиграфисты сами загоняют себя в угол. По сути, они создают нездоровый ажиотаж ничем не подтвержденными слухами. Сами посудите: с тех пор, когда на рынке начались эти разговоры, не было принято ни одной официальной бумаги. Все осталось на уровне разговоров.

— Когда таможенные пошлины снизятся…

— Бума возвращений в российские типографии не будет. Снижение таможенных пошлин на ввоз бумаги на 10% глобального снижения цены на печать за собой не повлечет, потому что есть траты на расходные материалы, которые занимают немалую долю в себестоимости печатного издания. Практически все еженедельные издания, которые ставят на печать жесткие сроки, те издания, которые до последнего собирают рекламу, ночью уходят на печать, а утром попадают в розницу, — эти издания уже в российских типографиях. За границей печатаются издания, для которых сроки не так важны. Какой-то процент изданий вернется, но очереди из «возвращенцев» я не предвижу. Пока не будут введены пошлины на ввоз изданий в Россию, у нас ажиотажа не будет.

— Российские типографии могут предложить короткие сроки на печать?

— Все зависит от загруженности типографии. Два-три дня наши типографии могут предложить. У нас стоят машины, которые ничуть не хуже, а порой и лучше, чем в Европе.

— То есть издатели могут получить в России высокие качество и скорость печати. И уходят за рубеж.

— Заграничные коллеги иногда предлагают такие цены, которые не укладываются в голове.

— Они демпингуют?

— Не то слово. Они жестко демпингуют. Соотношение цен на печать за рубежом и в России и раньше было не в нашу пользу. По нашим исследованиям, разница достигала 20-30%. Зарубежные типографии находятся не в лучшей ситуации, проблема со снижением загрузки мощностей актуальна для них, как и для российских полиграфистов.

— За границей серьезную конкуренцию печатным СМИ создает интернет.

— Да, многие издатели сейчас занялись информационной площадкой под названием интернет. За последние годы он показал очень бурный рост, но никогда печатные издания не будут вытеснены интернетом. Просто СМИ попытались найти в интернете еще один способ зарабатывания денег. К нему обратились, потому что он доступен и малозатратен. Но России вытеснение печатной прессы не грозит в ближайшие десятилетия. Посмотрите на Японию — насколько продвинутая страна, а тиражи японских СМИ — самые высокие в мире.

— Там у каждого издания выстроена собственная система распространения, которая работает, как часы.

— Да, у нас система дистрибуции прессы оставляет желать лучшего. Это видно особенно по подписке. Она вообще умерла. На примере подписки можно защищать диссертацию по антименеджменту.

— “Первый полиграфический комбинат” называют главным демпингатором на рынке.

— Это слухи, которые кто-то намеренно распускает. Я готов напрямую встретиться и дискутировать, но эти люди должны предоставить факты и доказательства того, что мы демпингуем. Есть себестоимость, ниже которой опускаться мы не можем. Есть ряд изданий, которые ушли от нас в другие типографии. Перед этими СМИ стоял вопрос стоимости печати. Мы работаем не по самой низкой цене.

— Как в кризис обстоят дела с загруженностью оборудования?

— Есть машины, которые загружены на 50%, есть на 80, есть на 100%. Мы работаем не на пределе своих мощностей, но машины не простаивают.

— Откуда на печать в “Первый полиграфический” переходят издания?

— К нам из Европы перевели печать «7 дней», «Вокруг света» пришел. Кто-то перешел из других типографий из-за сроков выпуска изданий. Как таковой тенденции — оттока к нам из-за рубежа — не было. Издатель сейчас очень озабочен сроком выхода тиража из типографии, на рынке много изданий-близнецов, они стараются попасть в продажу быстрее. Многие мелкие издательские дома и небольшие издания создают ажиотаж, меняют типографии с целью сэкономить копейку. А ведь смена типографии — очень серьезный шаг. Были примеры на рынке, когда издание меняло несколько типографий за три месяца.

— Вы печатаете региональные выпуски “Cosmo”, “Телесемь” и другие издания. В городах их присутствия нет типографий?

— В регионах практически нет типографий с качественным оборудованием. Полиграфия централизована.

— Как оцениваете влияние кризиса на рынок кадров в вашей сфере?

— До кризиса люди, закончившие институт, считали себя великими профессионалами, заявляли, что зарплата должна быть не меньше нескольких тысяч условных единиц. Сейчас люди стали себя вести адекватно. Что касается комбината, то у нас не было снижения заработных плат. Персонал мы не сокращали, у нас есть небольшая текучка, в основном, среди неквалифицированных сотрудников. К началу кризиса штат был укомплектован, поэтому кризис кадров не коснулся. К тому же специалистов предприятие старается удержать, от балласта — избавиться.

— Вы от балласта избавлялись?

— У нас балласта как такового не было. Мы регулировали ситуацию. Если люди уходили — мы перераспределяли их обязанности, заработную плату. Начало кризиса совпало с приобретением нескольких печатных машин, поэтому мы попытались не расширять штат за счет приглашения специалистов, а оптимизировать нагрузку на имеющихся сотрудников.

Источник: Media-Day.ru