abov3Кризис заставил издателей осознать, что возврата к прежним условиям ведения бизнеса уже не будет. Главная практическая задача, которая стоит перед ними: создать подробную «дорожную карту» движения в сторону мультимедийности и освоения новых источников доходов.

WAN-IFRA-ГИПП: Если говорить об общей картине, как соотносятся задачи российских издателей с теми, которые стоят перед их зарубежными коллегами?

АБОВ: Первая и самая главная единая задача – это приспособить свои компании к резкому изменению объемов доходов.

И к изменению тех каналов, по которым компании получают доходы. Совершенно очевидно, что восстановление прежних уровней рекламного рынка в лучшем случае произойдет через несколько лет (а по моим оценкам, оно вообще не произойдет в полном объеме). Следовательно, надо думать о принципиально новых источниках.

Второе – совместить присутствие в традиционном бумажном формате с цифровыми форматами. Т.е. фактически расширить зону распространения контента.

Третья задача, тоже общая, но по остроте, возможно, для нас имеющая специфику, – кадровое обеспечение назревших перемен.

Евгений Абов — вице-президент ГИПП, вице-президент WAN-IFRA, является также заместителем генерального директора ЗАО «Концерн «Российская газета». В медиаиндустрию пришел в 1990 году в качестве вице-президента, коммерческого директора газеты «Московские новости». Основную миссию своей общественной деятельности видит в создании в России цивилизованного медиарынка, живущего по передовым мировым стандартам.

WIГ: На каких направлениях больше всего не хватает современных кадров?

АБОВ: Прежде всего речь о редакторах, т.е. организаторах работы, способных мыслить мультиформатными категориями. Редакторов по определенным нишевым направлениям, т.е. специализация сейчас должна выходить на первый план. Это должны быть люди, умеющие ставить задачи, а под эти задачи набирать себе новые команды или переучивать имеющиеся кадры. Второе по приоритету – конечно, сами журналисты, которых нужно многому учить, в том числе и заново.

В нежурналистских категориях — прежде всего работники IT и производственных подразделений. Они должны смотреть в завтрашний день и понимать, в каком направлении следует развивать технологическую базу.

Все в конечном итоге определяется сегодня технологиями, которые меняются буквально каждые полтора-два года.

WIГ: А какое из направлений технологического развития наиболее актуально в российских условиях?

АБОВ: Мое личное убеждение, что в нашей стране, уникальной по территории и отсталой по уровню развития систем традиционной и цифровой доставки, в ближайшие пять лет опережающими темпами будут развиваться мобильные носители контента. Достаточно вспомнить, как мобильные телефоны преобразились на нашей памяти, чтобы представить себе, каким потенциалом они будут обладать в обозримом будущем.

WIГ: После года приспособления к кризису, есть ли еще нерешенные задачи по оптимизации?

АБОВ: Я не буду повторять сейчас уже ставшие привычными тезисы о том, что кризис оздоровил издательскую отрасль, устранив в ней многие дисбалансы. Из издержек оптимизации я бы назвал то, что первым, что сделали большинство управленцев – стали резать расходы на пиар и маркетинг. Под последним я имею в виду прежде всего исследования рынка на предмет понимания тенденции спроса на нем, себя на фоне конкурентного окружения и, главное, на предмет того, в каком направлении развиваться дальше. Здесь есть опасность: те, кто слишком перестарался, могут потерять в стратегической перспективе.

Источник: WAN-IFRA ГИПП Magazine, январь-февраль 2010